Традиции... разговоры с копипастой.

Сегодня прибыло: 0
Всего: 21765
На модерации: 8051

#19212 | По ком звонит последний звонок? Как российская школа идет на три буквы.

Добавлено: 22 мая 2015; 18:51   |   Снова в школу   



Сегодня радио и телевизор последним звонком тревожно дзинькали во всю Ивановскую – завтра в России выпускницы будут залазить в маломерные платья с рюшечками, купаться в фонтанах и размазывать косметику под песню «А записки с голубками все летят ко мне из детства», а выпускники – искать первоклассниц, чтобы посадить их себе на плечи.

Вдохновившись милой традицией России, достал альбом. Вот с усами и стрижкой «я у мамы дурачок», вот лента «Выпускник», которой можно обернуть Землю два раза, вот колокольчики, которые нам, словно крупному рогатому скоту, прикололи к лацкану. Ну и люди вокруг. И вот с ними, родимыми, вышла промашка – честно старался вспомнить все, как Арнольд Шварцнеггер, но половина лиц помахала мне рукой из реки Лета. Конечно, с этим классом я отучился всего год, но расположить три имени Лена в соответствии с фотографиями их владелиц, так и не смог. Может быть, жесткий диск в голове «Жизнь. 2001 год. Май-Июнь» просто форматнулся из-за того, что я пару раз пролил (пропил?) на него виски? А как там со знаниями?

Быстро вбил в Яндексе «ЕГЭ по истории», выбрал пробный экзамен из 34 заданий, что-то пощелкал, подумал немного, чтобы не приписать деяния Василия Темного Ивану Третьему, что-то сопоставил и получил цифры 44 из 50. Наверное, это был мой психологический возраст, потому что заумная программа начала рассуждать о каком-то целевом балле и том, что надо написать устное задание на тему «Иван Грозный для России – благо или вред». Благовред. Я лениво посмотрел на часы – со времени начала прошло 11 минут, из которых я две минуты пытался разобраться, как и куда перетаскивать цифры и даты.
Но это история, сказал себе победитель областной олимпиады, правда, не открывавший учебники по этому предмету лет десять.

Давай-ка попробуем с математикой, Санечка. В общем, после первого же вопроса я вбил в поисковую строку «как получить гражданство Чехии» и купил билеты на ближайший рейс. Вопрос звучал так «Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Маша купила 1 кг 750 гр клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 200 рублей?». Вы не подумайте, что я ханжа, циник и вообще пытаюсь показать себя самым умным (хотя, кого я обманываю). Просто в приложении к задачам были показаны цифры, говорящие, сколько процентов учащихся не справляется с тем или иным вопросом. Так вот, на этой страшной задаче погорело 18% отвечавших. Каждый пятый гражданин моей страны, который, по закону уже может заводить семью и вот-вот станет обладать правом голоса, не может справиться с машиной клубничкой. Видимо, чтобы потом в ресторане великодушно обращаться к официанту «Сдачу оставь себе!». Ужас не в том, что люди этого не знают (это ужас-ужас), а в том, что, судя по всему, именно ЕГЭ с подобными вопросами вдруг стало мерилом и главной ценностью обучения в школе. Натаскивание на знание, а не поиск правильных ответов, превратило одиннадцать лет обучения в трамплин к ВУЗу любой ценой.

Хотя, может я рано тревожусь-то. Помните такой анекдот?
– Наши дети не читают Достоевского. Как они смогут жить без Достоевского?
– Пушкин жил, и ничего.

Но не я один. На менее бородатый, чем тот анекдот, научный редактор журнала «Эксперт», представитель старой школы журналистики, Александр Привалов, и вовсе открыл мне глаза на поразительную вещь – оказывается, окончить современную российскую школу можно, изучая лишь те предметы, которые понадобятся тебе для поступления. Что будет со знаниями по остальным наукам – это дело даже не десятое, а плюсстопятьсотое. Что физику, что английский, что историю — если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего — если ты лодырь. Если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику, да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремленный. Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут.

Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников — всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют. Исключения, конечно, возможны — и наблюдаются; но, как правило, где можно невозбранно не учить и не учиться — там и учить, и учиться постепенно перестают. Как и работой, собственно – где можно не работать, крайне сложно заставить себя что-то делать. И тут он объясняет мое удивление по поводу математики. Оказывается, ее разделили на два курса – базовый и профильный. В те годы, когда я учился, мы называли это «для даунов» и «обычный». Причем, как любитель помолоть языком, я постоянно кое-как справлялся с задачками для не самых одаренных людей, но постоянно стремился догнать обычных. Сейчас же всюду политкорректность.

Многие весельчаки, пишет Привалов, провели нехитрый эксперимент: дали экзаменационные выпускные тесты младшеклассникам. Результат, говорят, всегда один и тот же: на тройку набирает большинство детей. «А теперь сопоставьте эти шуточки со свежей информацией: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили», - забивает крышку гроба ЕГЭ опытный журналист. Получается, для образования в школе достаточно проучиться лет пять, а все остальное – фикция.

Похоже, эпизод в нашумевшем научпопе «Интерстеллар», где из-за одного неправильного часа герои потеряли семь лет – это тонкая аллюзия к современной российской школе.

Мне совсем не хочется идеализировать школу, в которой учился я, и там хватало головокружения от успехов. Почти все медалисты, стыдливо пряча глаза, расскажут вам, что творится вечером или даже ночью после написания итогового сочинения по русскому – радивые учителя, не позволяя ученику сформулировать пусть не самые правильные в изложении, но все же свои мысли, постоянно «причесывали» сочинения под один шаблон. Тем самым, кстати, запоров несколько золотых медалей моим хорошим друзьям и товарищам. А когда я сдавал невероятно интересный и полезный предмет МХК (в любой беседе можно сразу получить либо одобрение, либо по морде, используя мировохудожественнокультурные знания), в комиссии, помимо преподавателя по предмету, были учитель физкультуры и трудов. Дискуссии об уместности романского стиля в архитектуре эпохи Возрождения не получилось (внезапно!). Ну и читать Достоевского и ряд других писателей школе, как по мне – это преступление против русской литературы. Основная цель уроков литературы в школе – привить любовь к чтению. Если это удастся сделать, все нужные книги человек прочтет потом сам. Достоевский же и Толстой – это огромные бревна, которые кладут на маленький огонек, мешая ему разгореться. Знание же того, что Раскольников убил старушку топором не имеет никакого отношения к литературе и поможет вам выиграть 1000 рублей в программе «Кто хочет стать миллионером в стране ЕГЭ».

Это была типичная, если верить теоретикам, прусская система образования. О, она была когда-то очень успешна. Достаточно привести пример только трех стран, где она плотно укоренилась, чтобы это понять – собственно сама Германия, а также Россия и Япония. Прусская система идеально подходила для индустриального мира и массовых призывных армий, для военных машин империй. Система образования призвана была готовить не личности, а «винтики» в государственной машине. Именно государство определяло уровни (стандарты) образованности, «спускало» сверху учебные планы и методы обучения, регулировало назначение на учительские должности. Школа функционировала как хорошо отлаженный механизм, строго бюрократизированный в его управлении.

На смену этой системе через какое-то время пришла другая – скандинавская, где особую роль играет развитие творческого начала и постоянной рефлексии учащегося. Она нацелена на создание других людей – свободно мыслящих и пытающихся осмыслить происходящие процессы, чтобы исправить их или сделать лучше. Разработаны целые методики со своими названиями. Например, «перевернутый класс» - метод обучения, при котором вся теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме. Домашнее задание делается в классе! «Сторителлинг» – рассказ информации в виде слайдов, сервисов, комиксов или даже сообщений в соцсетях. «Динамикс» - оценки при таком подходе ставятся не за единичные задания, а на прогресс в изучении предмета в целом. Ученика судят не относительно класса, а относительно его самого. И это мотивирует. И многое другое.

Но в России есть особенная стать. Верим. У нас есть эти бесконечные тесты, без необходимости не только излагать, но и формулировать собственные мысли. Как по мне – именно диалог и дискуссия позволяют в школьном возрасте включить хоть какую-то рефлексию и, через это, получить новые знания. Сегодня средним образованием мы готовы называть натасканность на прохождение тестов конкретного типа по трём-четырём предметам — и это в благоприятном случае. Лично я очень любил устные экзамены и расценивал их как схватку с преподавателем, как спор пусть не равных, но обладающих общим знанием. В этой схватке учитывалось все – настроение преподавателя, атмосфера после предыдущего отвечающего, общий уровень аудитории, внешний вид, глубина декольте, если природа позволяла. Масса нюансов, которые работают и в обычной жизни.

При этом, я не знаю ни одного человека – что школяра, что родителя чада, что некоторых учителей, которые бы хоть раз высказались в пользу ЕГЭ. Но учатся, икают, колются, но продолжают жрать кактус из трех букв. Отмени эти три буквы, и готовься к массовым гулянием с купанием выпускниц в фонтанах. Хотя, это уже и так есть. Министры убеждают, что ЕГЭ – это лучший способ уравнять шансы учеников на поступление в любой ВУЗ страны. Но мы-то знаем, что в стране всех равных, кто-то ровнее других. Самое страшное, что так к ними и привыкнуть могут, а там – отменяй, не отменяй – по новому учить не будут. Слишком сложно.

Кстати, когда смотришь прекрасный фильм "Географ глобус пропил", то так и хочется добавить в систему воспитания в школе такой предмет как "телесные наказания". Ученики дуреют от безделья - ведь теперь можно почти не учиться. Пушкина пороли в лицее и, глядите, солнце русской поэзии взошло.

Ну и напоследок. Всероссийская акция «100 баллов для Победы!», приуроченная к 70-летию Победы и старту периода сдачи ЕГЭ, стартовала в России 17 апреля. На ней ученики делились своим опытом, как набрать 100 баллов на экзамене. Банальность типа «хорошо покушать и не волноваться». И мое любимое. Начальник управления образования Сыктывкара рассказала о девушке, которая писала экзамен один на один с контроллерами. «Кроме нее в аудитории находились два организатора, министр образования Коми, председатель ГЭК, личный помощник руководителя Рособрнадзора, начальник управления образования Сыктывкара, директор республиканского информационного центра, два общественных наблюдателя и руководитель пункта проведения экзамена», - рассказала она. Итак, вопрос – кто кормит всю эту ораву бездельников и какова вероятность, что они будут за отмену ЕГЭ, который позволяет десяти взрослым лбам ни черта не делать, пока девочка пишет экзамен по географии?
Надеюсь, лет через десять она даже не вспомнит, как их зовут.

P.S. И очень круто, что, несмотря на этот адский чад кутежа, есть те, кто активно занимаются самообразованием, читают, слушают правильную музыку, стремятся к золотым медалям, пишут развернутые сообщения, интересуются миром и постоянно рассуждают. Уж я-то знаю) Мое традиционное добручи и поздравляю с праздником! Порвите этот ЕГЭ!


назад | вперёд
blog comments powered by Disqus